Думаю не ошибусь, если скажу, что в современном волейболе главным фактором, определяющим защитный потенциал команды, является ее умение играть на блоке. Поэтому, блок в волейболе заслуживает самого серьезного внимания в тренировочном процессе, как один из основных элементов техники игры. Далее, в порядке возрастания сложности, приводится ряд упражнений на совершенствование блокирования.
1. Упражнения выполняется в парах. Партнеры расположены у сетки, на противоположных площадках. Одновременное выпрыгивание на блок, с касанием кистями над сеткой. Упражнение можно выполнять как на месте, так и с перемещением вправо-влево.
2. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены на противоположных площадках. Один партнер разбегается и выполняет имитацию нападающего удара через сетку, другой - старается "поймать" блоком кисть нападающего. Нападающий все время меняет направление разбега и удара. Блокирующий, выбирая место прыжка на блок, перекрывает в первую очередь направление разбега нападающего, а затем, перемещая руки вправо-влево, перекрывает и направление удара, "ловя" кисть нападающего.
3. То же, что и упражнение 2, но нападающий выполняет удар мячом через сетку с собственного набрасывания, все время меняя разбег и направление удара. Блокирующий старается заблокировать мяч, следуя методическим рекомендациям из упражнения 2.
4. Упражнение выполняется в тройках. Игроки расположены у сетки, расположение игроков представлено на рисунке. Средний игрок перемещается влево и ставит вместе с игроком 4 двойной блок, затем перемещается вправо и ставит двойной блок с игроком 3, перемещается влево и ставит двойной блок с игроком 4 и т. д. Необходимо добиваться того, чтобы средний игрок перемещался от одного игрока к другому максимально быстро и за меньшее количество шагов (квалифицированные игроки делают это за 2 шага). Кроме того, необходимо добиваться, чтобы прыжок среднего игрока на блок был вертикальным и он не налетал на партнера, и чтобы их прыжки были одновременны.
После серии прыжков (примерно 10) игроки меняются местами. В упражнении могут участвовать одновременно 4 тройки игроков.
5. Расположение игроков представлено на рисунке: игрок 2 располагается в зоне 4 (примерно в метре от боковой линии), игрок 3 - в зоне 3 (чуть правее середины площадки), игрок 4 - в зоне 2 (вплотную к боковой линии); остальные игроки располагаются в колонне, в зоне 4.
По сигналу тренера первый в колонне (игрок 1) перемещается к сетке в зону 4 и вместе с игроком 2 ставит двойной блок. После приземления игрок 2 перемещается вдоль сетки к игроку 3 и вместе с ним ставит двойной блок в зоне 3, а игрок 1 переходит на освободившееся место игрока 2. После приземления с блока в зоне 3 игрок 3 перемещается к игроку 4 и ставит с ним двойной блок в зоне 2, а игрок 2 переходит на место игрока 3. После приземления с блока в зоне 2 игрок 4 уходит в "хвост" колонны, а игрок 3 переходит на его место.
Упражнение выполняется непрерывно. Необходимо стремиться к максимальной скорости перемещения игроков, а также к вертикальности их прыжков. С целью предотвращения "заторов", очередной игрок колонны должен начинать перемещение к сетке в зоне 4 только после того, как в зоне 3 будет поставлен блок и приземлившийся игрок начнет свое перемещение в зону 2.
6. То же, что и упражнение 5, но игроки перемещаются в обратном направлении, а колонна располагается в зоне 2.
7. Занимающиеся расположены у сетки в зонах 2, 3, 4 и в этих же зонах на противоположной стороне площадки. У игрока зоны 3, на одной стороне, находится мяч. По сигналу, игрок зоны 3 подбрасывает мяч, имитируя передачу на нападающий удар в одну из трех зон (2, 3, 4). Игроки на противоположной стороне площадки организуют на подброшенный мяч групповой блок: двойной в зонах 2 и 4, и тройной в зоне 3. Игроки зон 2 и 4 на стороне мяча выполняют роль ассистентов: ловят мяч, в случае броска в их зону, и передают игроку зоны 3.
8. Исходное положение игроков показано на рисунке. Блокирующие игроки (слева) зон 2 и 4 располагаются примерно на одинаковом расстоянии от зоны 3 и от своей зоны. Справа располагаются нападающие игроки. У игроков колонны зоны 4 находятся мячи.
По сигналу, первый игрок колонны зоны 4 делает пас связующему игроку, который выполняет передачу для нападающего удара в одну из трех зон: 4, 3, или 2, откуда и выполняется нападающий удар. Блокирующие игроки ставят двойной блок в зонах 2 и 4, и тройной блок в зоне 3. На начальном этапе выполнения упражнения передачи для нападающего удара должны быть достаточно высокими, чтобы блокирующие игроки могли технически правильно выполнять задание.
9. Партнеры расположены у сетки на противоположных площадках, друг против друга. Первый набрасывает мяч для нападающего удара на сторону противника и сам же выполняет блокирование; второй выполняет нападающий удар.
10. То же, что и упражнение 9, но второй игрок имитирует нападающий удар, а сам выполняет обманный удар (сброс), с тем, чтобы блокирующий мог сам себя подстраховать в падении.
11. То же, что и упражнения 9 и 10, но нападающий произвольно чередует удар и сброс.
12. Расположение занимающихся показано на рисунке. Мячи находятся у нападающих в зоне 4. По сигналу, игрок 4 делает пас связующему игроку 3, который выполняет передачу на "взлет" в зону 3, либо высокую передачу в зону 4. Первые в колоннах игроки (либо 3, либо 4) выполняют нападающий удар, в зависимости от адреса передачи.
На противоположной стороне, блокирующий игрок 3 ставит блок нападающему первого темпа (который выполняет "взлет"), а если передача идет в зону 4, то после приземления с блока блокирующий игрок 3 перемещается вдоль сетки к блокирующему игроку 2 и вместе с ним ставит двойной блок нападающему 4. Затем, игроки возвращаются на исходную позицию, нападающий, выполнявший нападающий удар становится в хвост своей, или другой колонны и упражнение повторяется.
13. То же, что и упражнение 12, но в зонах 2 и 3.
14. Занимающиеся расположены как показано на рисунке. У тренера находятся мячи.
Тренер бросает мяч на любую сторону площадки. Игроки разыгрывают мяч и производят нападающий удар из зоны 4. Если мяч брошен на ту сторону, на которой находятся двое блокирующих, то блокирующие под сеткой переходят на противоположную сторону и ставят групповой блок нападающему зоны 4.
15. То же, что и упражнение 14, но нападающий удар разрешается производить из любой зоны с постановкой группового блока.
16. Очень часто (наверное, около половины всех розыгрышей) розыгрыш комбинации нападения в волейболе идет не по стандартным схемам. Это бывает вызвано различными причинами: неточный прием подачи, неточная вторая передача и др. Это диктует необходимость наличия у блокирующих игроков нестандартного игрового мышления, внимания и быстроты реакции, позволяющих максимально эффективно нейтрализовывать нестандартные атаки. На развитие этих качеств и направлено предлагаемое упражнение. Оно основано на постановке блока "уступом". Несмотря на то, что в современном волейболе блок "уступом", в своем классическом варианте, встречается крайне редко, считаю данное упражнение полезным и необходимым в тренировочном процессе.
На одной стороне волейбольной площадки (см. рисунок) в зонах 4, 6 и 2 располагаются нападающие игроки, а также связующий игрок. На другой стороне – тренируемые блокирующие игроки (2, 3, 4). Порядок выполнения упражнения следующий.
Из зоны 6, на стороне нападающих, мяч доводится связующему игроку, который выполняет (на свое усмотрение) один из четырех вариантов передачи:
а) на взлет в зону 3;
б) пайп в зону 6;
в) высокую передачу в зону 2;
г) высокую передачу в зону 4.
Нападающие игроки, в зависимости от передачи, выполняют один из четырех вариантов нападающих ударов.
Задача блокирующих игроков – нейтрализовать атаку.
Для этого игрок под номером 3 располагается непосредственно около сетки и ставит блок первому темпу. Другие игроки (2 и 4) располагаются несколько дальше от сетки, примерно в метре от нее. Делается это для того, чтобы дать возможность игроку под номером 3 свободно перемещаться вдоль сетки, с целью выбора лучшей позиции для постановки блока первому темпу. Кроме того, такое расположение игроков позволяет игрокам 2 и 4 беспрепятственно занимать нужное положение при блокировании атаки вторым темпом.
Таким образом, в задачи игроков 2 и 4 входит:
а) постановка двойного блока на краях сетки, при нападении из зон 2 и 4;
б) постановка двойного блока в центре сетки, при розыгрыше комбинации «пайп»; при этом игроки 2 и 4 прыгают вплотную к центральному блокирующему (3);
в) попытаться подстроиться к центральному блокирующему и участвовать в тройном блоке против первого темпа.
Задачи игрока под номером 3:
а) постановка блока игроку первого темпа;
б) попытаться подстроиться к игрокам 2 и 4 и участвовать в тройном блоке против нападения вторым темпом.
Надо отметить, что при нападении вторым темпом, на «первых парах» выполнения упражнения, связующему необходимо давать довольно высокие передачи, чтобы блокирующие успевали на мяч. В дальнейшем, по мере совершенствования блокирующих, высоту передач можно уменьшать.
Приведенные в статье упражнения на совершенствование блока в волейболе необходимо рассматривать как базовые упражнения, которые могут быть адаптированы к определенному контингенту занимающихся и к конкретным задачам тренировочного занятия.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!