Нападающий удар в волейболе - один из важнейших элементов техники игры. Нападающим ударом заканчиваются, в основном, все игровые комбинации - это венец усилий команды в атаке. Большинство очков приносит команде успешное выполнение именно этого приема. Поэтому, как бы виртуозно не играла команда в защите, но если она не имеет в своем составе игроков, обладающих мощным и разнообразным нападением, она никогда не сможет добиться значительных успехов в соревнованиях.
Результативность нападающего удара сказывается не только на счете встречи, но и на настроении команды, на ее психическом состоянии.
В данной статье представлены упражнения, которые способствуют изучению и совершенствованию нападающего удара. Все они даны в порядке нарастания сложности.
Вначале идут упражнения, когда занимающиеся выполняют нападающий удар без сопротивления блокирующих, затем - с пассивным сопротивлением и, наконец, - с активным.
Нападающий удар в волейболе достигает цели только в том случае, если игрок владеет не одним способом удара, а всем арсеналом технических средств нападения, используя ту или иную разновидность нападающего удара, в соответствии с игровой обстановкой. В связи с этим, при изучении и совершенствовании различных способов выполнения нападающих ударов, все приведенные упражнения можно и нужно использовать.
Для успешных действий в нападении желательно, чтобы игроки владели нападающим ударом с обеих рук. Для решения данной задачи также можно использовать все нижеприведенные упражнения.
В большинстве упражнений нужно как можно больше разнообразить передачи для нападающего удара. В одном и том же упражнении игрок может выполнить атакующий удар с передач, направленных то близко, то далеко от сетки, то с высокой, то с низкой траекторией; с передач, направленных на край сетки, или из глубины площадки.
В процессе игры, несмотря на стремление команд вести игру комбинационно, постоянно (примерно 50%) встречаются игровые ситуации, в которых нападающим игрокам приходится играть с высокой передачи, преодолевая групповой блок противника. Поэтому, в учебно-тренировочной работе следует уделять внимание совершенствованию нападающего удара при групповом блоке.
Нужно отметить, что приведенные здесь упражнения могут решать самые различные задачи по совершенствованию техники игры в волейбол. Все зависит от того, на каком техническом или тактическом приеме акцентируется внимание занимающихся.
В приведенных рисунках сплошными стрелками обозначены перемещения мяча, а пунктирными - перемещения игроков.
Содержание статьи
Основы
- Броски теннисного мяча через низкую сетку, с места.
- То же, но с разбега и через высокую сетку.
- То же, но броски теннисного мяча по цели.
- Нападающий удар по подвесному мячу над сеткой.
- Нападающий удар с места, с собственного набрасывания, через низкую сетку.
- То же, но с одного шага.
- То же, но с 2-3-х шагов.
- Нападающий удар с места с собственного набрасывания, по заданию.
- Атакующий удар в прыжке с одного, двух, трех шагов, с собственного набрасывания, по заданию.
- Нападающий удар с места, у стены, с собственного набрасывания.
- Нападающий удар у стены в пол, после отскока мяча от стены - следующий удар и т. д.
- То же, но в прыжке.
- То же, но в прыжке после разбега.
- В парах. Нападающий удар с собственного набрасывания в партнера, с места.
- То же, но нападающий удар в пол.
- В парах. Нападающий удар в прыжке в партнера, с собственного набрасывания.
- Нападающий удар с места по подвесному мячу.
- То же, но в прыжке.
- Нападающий удар по мячу, подвешенному на амортизаторах.
- Нападающий удар по мячу в держателях.
- Нападающие расположены с мячом в зоне 4, связующий - в зоне 3. Передача следует из зоны 4 в зону 3 и затем для нападающего удара в зону 4, откуда игрок производит нападающий удар. После выполнения нападающего удара смена игроков может быть:
а) нападающий переходит в зону 3 для выполнения передачи, а связующий в зону 4, в "хвост" колонны;
б) нападающий перемещается в "хвост" колонны.
Упражнение выполняется на обеих сторонах площадки одновременно. Упражнение можно усложнить, если ввести зрительные ориентиры для пасующего и нападающего. Например, если после выполнения первой передачи нападающий пошел на удар - давать прострельную передачу в зону 4, если нет - высокую, или, если тренер, который расположен в зоне 2, поднял руки вверх - выполняется прострельная, или же полупрострельная передача и т. д.
Данное упражнение можно назвать базовым и оно используется при отработке нападающих ударов со всех зон, в том числе - и со второй линии.
- Занимающиеся находятся в зоне 4, в колонне по одному. В зоне 3, на противоположной стороне площадки, находится тренер. Тренер набрасывает мяч через сетку, для нападающего удара, в зону 4. Первый в колонне выполняет нападающий удар, после приземления сразу же делает 2-3 шага назад, разбегается и выполняет нападающий удар в зоне 3, куда тренер уже набросил мяч. После приземления - 2-3 шага назад, разбег и нападающий удар в зоне 2. После этого нападающий уходит в "хвост" колонны, а упражнение начинает очередной игрок. Упражнение необходимо проводить в быстром темпе.
Для непрерывности процесса у тренера должна быть рядом корзина с мячами, или 2-3 ассистента, подающих мячи. Вместо тренера можно использовать трех игроков, находящихся в зонах 2, 3, 4, которые будут набрасывать мячи для нападающих ударов соответственно в зонах 4, 3 и 2.
- Половина игроков располагаются с мячами в колонне по одному в зоне 6, а остальные игроки располагаются в колонне по одному в зоне 4 (или 2). Первый игрок колонны зоны 6 выполняет передачу для нападающего удара в зону 4 (2), откуда выполняется нападающий удар. После удара нападающий встает в конец своей колонны, а игрок, отдававший пас, идет за мячом и встает в конец колонны зоны 6. Еще вариант смены мест - игрок, выполнявший передачу уходит в конец колонны нападающих, а нападавший игрок встает в конец колонны зоны 6.
- Расположение занимающихся показано на рисунке.
Игрок зоны 6 (слева) подачей, или верхней передачей, направляет мяч в зону 6 (справа). Игрок зоны 6 (справа) направляет мяч для нападающего удара в зону 4, или же в зону 2. Игроки зон 4 и 2 производят нападающий удар произвольно, или в определенную, заранее обусловленную, зону. После выполненного игрового действия игрок уходит в конец колонны (по договоренности). Положение игроков зоны 6 (слева) можно выбирать произвольно.
Несколько игроков располагаются в зонах 2, 3, 4 и несколько - в зоне 1. Из зоны 1 выполняется передача для нападающего удара в любую из зон нападения, где игроки выполняют нападающий удар.
- То же, но колонна пасующих игроков расположена в зонах 6 или 5.
- Расположение занимающихся показано на рисунке.
Нападающие располагаются в зоне 3 у линии нападения, передающие с мячами - в зонах 1 и 5. Передающие поочередно выполняют передачу в зону 3, где игрок выполняет нападающий удар и после этого встает в конец своей колонны, а передающий бежит за мячом и встает в конец своей колонны. Смена мест занимающихся происходит по истечении определенного времени.
Упражнение начинается с игрока 3, который выполняет передачу игроку 2, который, в свою очередь, выполняет укороченную передачу в зону 3, откуда и производится нападающий удар.
- Расположение занимающихся то же, но связующий пасует за голову, откуда игрок зоны 3, переместившись, и выполняет нападающий удар.
- Упражнение аналогично вышеприведенным, но игроки располагаются в зонах 3 и 4, и мяч разыгрывается через зону 4.
- Расположение занимающихся показано на рисунке.
Из зоны 6 выполняется передача в зону 3, игрок которой пасует в зону 4, или в зону 2, откуда и производится нападающий удар. Смена мест занимающихся - по усмотрению тренера.
Упражнение начинается произвольно, игроками зон 3 или 4. Игрок 3 (или 4) передает мяч в зону 2, а игрок зоны 2 выполняет передачу для нападающего удара игроку зоны 3, или зоны 4.
Другой вариант упражнения - когда розыгрыш мяча производится через зону 4.
Из зоны 4 выполняется передача в зону связующего, между 2 и 3 номерами. Сюда перемещается игрок зоны 1 и совершает передачу для атакующего удара в четвертую зону.
Игрок 4 делает передачу связующему игроку 3, который пасует в зону 4, откуда игрок 4 и производит (по заданию тренера) нападающий удар "в ход", в район зоны 4 на противоположной площадке. Упражнение выполняется с двух сторон, по очереди (удар с одной стороны, удар с другой стороны и т. д.), с целью - не допустить травмоопасных ситуаций (один нападающий попал в другого, или в связующего, на противоположной стороне; нападающий во время удара "залетел" на сетку и наступил на ногу связующему на противоположной стороне и т. д.).
Данное упражнение можно назвать базовым, и на его основе можно выполнять целый ряд других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, как например:
- то же, но удар выполняется "по линии" (необходимо стремиться попасть в полуметровую зону вдоль боковой линии);
- то же, что и в предыдущих упражнениях, но нападающий удар производится из зоны 2; чтобы приблизить упражнение к игровой обстановке, целесообразно, чтобы связующий отдавал передачу за голову, с "чужого" паса из зоны 6 или 4 (см. рисунок);
- то же, что и в предыдущих упражнениях, но нападение производится со второй линии.
Нападающий удар с «неточных передач»
Одним из основных факторов, определяющих уровень мастерства нападающего в волейболе, является его умение эффективно отыгрывать "неточные передачи". И это умение напрямую связано со способностью нападающего быстро и правильно оценивать характер передачи, точку в пространстве, где будет наноситься удар по мячу, а также, со способностью нападающего выбирать оптимальные скорость и направление разбега (назовем здесь все эти способности "чувство мяча"). На это и направлены следующие упражнения.
- Игрок 4 занимает исходное положение за боковой линией, как будто собирается атаковать из зоны 4, в районе антенны (см. рисунок). Далее - пасует связующему игроку 3, который выполняет передачу на нападающий удармежду зонами 3 и 4, откуда игрок 4 и наносит удар. Необходимо следить, чтобы занимающийся не начинал разбег до совершения передачи. На "первых парах" передачи на удар нужно выполнять достаточно высокими, чтобы нападающий без труда на них успевал, поскольку главной задачей данного упражнения является развитие у занимающегося "чувства мяча".
После освоения данного упражнения можно переходить к более сложному, когда передача на удар выполняется в район зоны 3 (см. следующий рисунок).
Когда будет освоено и это упражнение, то, усложняя задачу нападающему, связующий дает пас либо на антенну, либо между зонами 3 и 4 (первый рисунок), либо в район зоны 3 (второй рисунок), не сообщая об этом нападающему игроку. Задача нападающего - эффективно отыграть любой мяч (в дальнейшем - по заданию тренера).
После освоения нападения с узких и широких передач (предыдущие упражнения) можно переходить к освоению нападения с передач, "отведенных" от сетки.
Принцип упражнений остается тем же, но передачи на удар выполняются отведенными от сетки, как показано на следующих рисунках.
Итоговым (и самым сложным) упражнением данного цикла будет упражнение, построенное по тому же принципу, но когда передача на удар выполняется в одну из шести (описанных выше) зон. Задача нападающего - эффективно отыграть любую передачу.
Приведенные здесь упражнения и принципы их построения нужно использовать при совершенствовании нападающего удара со всех зон, в том числе и со второй линии.
Очень часто юные волейболисты, отрабатывая десятки и сотни раз нападающие удары с "классических" передач ("на антенне" из зоны 4, "на антенне" из зоны 2, "пайп" и т. д.), нападению с неточных и неудобных передач внимания почти не уделяют, что приводит к полному провалу нападения в игре, поскольку в игре добрая половина передач на нападающий удар является именно передачами неточными и неудобными. Поэтому, при работе с юными волейболистами над совершенствованием нападающего удара, нужно обратить самое серьезное внимание на приведенные здесь упражнения.
Нападающий удар в волейболе с сопротивлением блока
На начальном этапе совершенствования нападающего удара с сопротивлением блока необходимо использовать в упражнениях пассивный (зонный) блок, т.е. когда блокирующий игрок закрывает (по заданию тренера) определенные зоны, независимо от действий нападающего, а другие зоны оставляет открытыми. Кроме того, блок должен быть неподвижным (после прыжка руки блокирующих не перемещаются ни вправо, ни влево). И только после того, как занимающимися будет освоено нападение с пассивным блоком, можно переходить к использованию в упражнениях активного подвижного блока, когда перед блокирующими ставится задача нейтрализации нападающего удара. С этой целью блокирующие игроки перед постановкой блока перемещаются вдоль сетки (в зависимости от характера передачи, направления разбега нападающего и т. д.), а после прыжка на блок и окончательного определения места и направления удара, перемещают руки вправо-влево.
На рисунках сплошными стрелками показаны перемещения мяча, а пунктирными – перемещения игроков.
Игрок 4 делает пас связующему игроку 3, который выполняет передачу для нападающего удара в зону 4, в район антенны, откуда игрок 4 и производит нападающий удар «в ход». Блокирующий игрок на противоположной стороне площадки ставит зонный блок, закрывая зону 1 и оставляя «ход».
- То же, но нападающий бьет в линию, а блокирующий закрывает «ход», оставляя линию свободной (см. рисунок).
- То же, но блокирующий игрок ставит ловящий подвижный блок.
- То же, что и предыдущие упражнения, но в постановке блока участвуют два блокирующих.
- То же, что и предыдущие упражнения, но в постановке блока участвуют три блокирующих. Упражнения с тремя блокирующими являются очень сложными и их целесообразно использовать только при работе с хорошо подготовленными и опытными нападающими.
Представленные в статье упражнения для нападающего удара в волейболе с сопротивлением блока необходимо использовать при нападении с различных по характеру передач и из всех зон (в том числе и со второй линии).
При творческом подходе, тренер без труда может придумать множество других упражнений на тренировку нападающего удара в волейболе, в зависимости от возможностей занимающихся и задач тренировочного занятия.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Спасибо за интересные статьи. По всему спектру обучения.
Я уже со стажем и с полным пониманием могу сказать, как ценны ваши рекомендации.
Светлана, большое спасибо!