Обучение волейболу – 10 упражнений в игровой форме для малышей

obuchenie-voleibolu

Одной из главных задач тренера-преподавателя при обучении волейболу детей младшего школьного и дошкольного возраста является создание условий для того, чтобы ребенок получал от тренировки эмоциональное и эстетическое удовольствие.

Если на последующих этапах обучения эта задача решается непосредственно игрой в волейбол, то на начальном этапе это невозможно, так как дети еще не обладают необходимыми для игры умениями и навыками.

И здесь на помощь приходит игровой метод обучения, который позволяет не только отрабатывать определенные технические приемы волейбола, но и поддерживать тренировку на высоком эмоциональном уровне. В статье приводятся 10 наиболее доступных игр-упражнений, направленных на совершенствование передач в волейболе.

Названия игр-упражнений:

Блуждающий мяч

Инвентарь и место проведения. Спортивный зал или открытая площадка, волейбольный мяч.

Описание игры. Игроки располагаются по кругу произвольного диаметра, друг от друга на произвольном расстоянии. В руках одного из них мяч. Водящий находится внутри круга. Игроки выполняют верхние (нижние) передачи друг другу в любом направлении. Водящий старается коснуться мяча рукой, перемещаясь внутри круга. При касании водящим мяча, тот игрок, чью передачу водящий прервал касанием, становится водящим, а водящий занимает место того игрока. Игра идет на время. Выигрывает тот, кто меньше других был водящим.

Замечания.

  1. Участник может касаться мяча только один раз. Коснувшись мяча два раза подряд, игрок становится водящим.
  2. Если игрок совершил ошибку и, вследствие этой ошибки, мяч коснулся, то этот игрок становится водящим.

Методические указания.

  1. В зависимости от подготовки занимающихся и задач тренировочного занятия, можно ввести ограничения:

а) передавать мяч только верхней передачей;

б) передавать мяч только нижней передачей.

  1. Чем меньше играющих, тем становится сложнее выполнять передачи, кроме того, моторная плотность игры повышается. Поэтому, иногда, тренер может разбить занимающихся на несколько групп и организовать несколько кругов.

Мельница

Инвентарь и место проведения. Волейбольный мяч на шнуре (1,5 – 2,5 м), два волейбольных мяча, волейбольная площадка.

Подготовка к игре. Занимающиеся разбиваются на две равные команды и строятся  за лицевой линией в колонну по одному (см. рисунок). Направляющие каждой колонны держат волейбольный мяч. Водящий находится на столе (на стуле, на гимнастическом козле или коне и т. д.) в центре средней линии. Он держит в руках мяч, привязанный к шнуру и вращает его во фронтальной плоскости. На полу, с двух сторон от водящего, рисуются 4 линии (два коридора, шириной 2-3 м, на рисунке – сплошные линии), таким образом, чтобы их полностью перекрывал вращающийся мяч.

obuchenie-voleiboluОписание игры. По команде тренера, направляющие в колоннах начинают движение вперед (по прямой пунктирной линии), выполняя над собой верхние (нижние) передачи. Дойдя до коридора, они должны пройти в его пределах, между двух линий, таким образом, чтобы вращающийся мяч их не задел. Далее, продолжая выполнять передачи над собой, направляющие продвигаются до лицевой линии, берут мяч в руки и возвращаются назад бегом (по дугообразной пунктирной линии), где передают мяч следующим игрокам своей команды (бросать мяч партнеру запрещается). Следующие участники выполняют те же действия, что и предыдущие и т. д. Побеждает та команда, которая наберет меньше штрафных очков.

Штрафное очко присуждается в случае, если:

а) игрок заденет вращающийся мяч;

б) участник уронит мяч на пол (в любом случае);

в) следующие участники в колоннах стартуют раньше, чем возьмут мяч у предыдущего игрока.

Гонка мячей по коридору

Инвентарь и место проведения. Спортивный зал или открытая площадка, 2 волейбольных мяча.

Подготовка к игре. Занимающиеся разбиваются на две команды с четным количеством игроков в каждой команде. Игроки каждой команды строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4 метра или более. Команда от команды находится на расстоянии 4-8 шагов. У первых игроков каждой команды в руках волейбольный мяч.

Описание игры. По команде тренера, игроки, которые держат мяч выполняют верхнюю (нижнюю) передачу игроку, стоящему напротив него. Тот, тем же способом, - игроку, находящемуся рядом с первым. Когда мяч дойдет до последнего игрока команды, все повторяется, но в обратном направлении. Как только мяч возвратиться к первому игроку, он поднимает мяч вверх и кричит «Есть!», что означает, что команда закончила игру. Побеждает та команда, которая закончила передачи первой.

Игра, представленная в статье, может проводиться и на время (или на число раз); в этом случае, мяч будет передаваться "туда-обратно" несколько раз.

Замечания.

  1. Передаваться мяч может только способом, указанным тренером.
  2. Передача мяча через одного или нескольких игроков запрещается.

Кто дольше

Игра рекомендуется не только для начинающих волейболистов, но и для имеющих определенную подготовку.

Место проведения занятий и используемый инвентарь. Два волейбольных мяча, волейбольная или открытая площадка.

Подготовка к игре. Занимающиеся разбиваются на две равные команды, которые становятся за лицевой линией в колонну по одному. Между колоннами расстояние 5 – 9 метров. На расстоянии 4-9 м (в зависимости от подготовленности игроков), впереди каждой колонны, рисуется круг, диаметром 3-5 м. Первые в колонне берут волейбольные мячи и становятся в центр круга.

Описание игры. По команде тренера, игроки, стоящие в центре круга, делают передачу (или несколько передач) над собой, стараясь выполнить ее (или последнюю передачу) выше, но так, чтобы мяч не вылетел за пределы круга. После выполнения передачи (или последней передачи) эти игроки убегают в "хвост колонны". Пока мяч не коснулся пола, следующие в колонне игроки забегают в круг и вновь делают передачу (или несколько передач) над собой и т. д.

Правила.

Во время игры запрещается:

  1. Упускать мяч на землю.
  2. Выполнять передачи вне круга.
  3. Переступать лицевую линию, прежде, чем партнер в круге выполнит передачу над собой.

Определение победителя можно проводить двумя способами:

а) проигрывает команда, которая первой нарушит правила;

б) выигрывает команда, которая наберет меньше штрафных очков за (штрафное очко команда получает за каждое нарушение правил).

Методическое указание. Необходимо обращать внимание на то, чтобы игроки, после быстрых перемещений, выполняли передачи в круге из стойки готовности волейболиста.

Кто дальше

Инвентарь и место занятий. Волейбольные мячи, зал или открытая площадка.

Описание игры. В игре участвуют две равные команды, которые располагаются в двух шеренгах на расстоянии 5–10 м лицом друг к другу. У каждого игрока одной команды в руках волейбольный мяч, который они, по сигналу тренера, предварительно подбросив над собой, посылают в сторону соответствующего игрока команды противника способом верхней передачи, стараясь направить мяч как можно дальше. Как только мяч коснется пола, соответствующие игроки противоположной команды ловят мяч и с места приземления мяча тем же способом выполняют передачу противоположному игроку и т. д. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока соответствующие противники противоположных команд не "загонят" друг друга за определенную отметку (начерченную на полу линию). Побеждает команда, "загнавшая" большее количество игроков.

Правила игры

  1. Игроки выполняют передачи в парах. Меняться парами запрещается.
  2. Передачу выполняют строго указанным способом, соблюдая технику (снизу, сверху, спиной вперед, лицом вперед, и т. д.).
  3. Мяч не разрешается ловить, пока он не коснется пола.

Представленная игра может применяться и как средство специальной физической подготовки для начинающих волейболистов, если вместо волейбольных мячей использовать набивные, а вместо передач выполнять всевозможные броски, строго по заданию тренера. Однако, необходимо заметить, что игра с использованием набивных мячей может практиковаться только тогда, когда размеры зала и количество занимающихся позволяют находиться играющим парам на безопасном друг от друга расстоянии (от пяти метров, и более), что позволяет свести к минимуму риск случайного попадания мячом в голову. Но и в этом случае, тренеру необходимо быть особенно внимательным.

Эстафеты при обучении волейболу

  1. Занимающиеся расположены в 2-х колоннах, лицом к стене. По команде, направляющие в колоннах выполняют верхнюю передачу в стену и уходят в конец колонны.

Можно использовать разные варианты определения победителя:

а) побеждает команда, которая дольше не уронит мяч на пол;

б) побеждает команда, которая за определенный промежуток времени выполнит большее количество передач (при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить передачу снова);

в) побеждает команда, которая за определенный промежуток времени выполнит меньшее количество передач (при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить передачу снова).

  1. На расстоянии 2-4 м от стены, три-четыре команды стоят в колоннах, лицом к стене. По команде, направляющие в колоннах делают 3-5 передач в стену и уходят в конец колонны. Пока мяч не коснулся пола, следующий в колонне игрок выполняет передачу и т. д. Победитель определяется аналогично предыдущей эстафете. В вариантах б) и в), при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить 3-5 передач снова.
  1. Исходное положение занимающихся – у стены, в две колонны по одному. По команде, первые игроки в колоннах делают передачу над собой, а затем в стену и уходят в конец колонны, в игру вступают следующие и т. д. Победитель определяется аналогично предыдущим эстафетам. В вариантах б) и в), при падении мяча на пол, игрок, допустивший ошибку, должен подобрать мяч, вернуться в колонну и выполнить передачи снова.
  1. Каждая команда-участница делится пополам и строится в две встречных колонны по одному на расстоянии 3-6 м между направляющими. Между командами расстояние 4-6 метров. По  сигналу, команды начинают выполнять встречные передачи. После совершения передачи, игрок уходит:

а) в «хвост» своей колонны;

б) в «хвост» противоположной колонны.

Определение победителя и действия игроков, допустивших ошибки - аналогично предыдущим эстафетам.

Эту эстафету можно проводить таким образом, чтобы игроки сначала выполняли передачу над собой, а затем - во встречную колонну. Кроме того, эстафету можно проводить через сетку.

  1. В эстафете участвуют 2-3 команды, располагающиеся в колонну по одному перед сеткой (расстояние до сетки можно менять). Расстояние между колоннами 3-4 м. Перед каждой командой на противоположной стороне площадки кладется по мату. По команде, направляющие в колоннах, способом верхней передачи, стараются попасть в мат. После передачи, игроки, пробегая под сеткой, подбирают мяч и передают очередному игроку в свою колонну. Побеждает команда, у которой количество попаданий в мат наибольшее.

Использование при обучении волейболу представленных в статье игр и упражнений предполагает творческий подход тренера, который, в зависимости от задач тренировочного занятия и уровня подготовки занимающихся, может менять содержание и условия проведения упражнений по своему усмотрению. Например, при недостаточной подготовке игроков, в первой эстафете передачу в стену можно выполнять после отскока от пола.

Также хочу отметить, что практически все представленные упражнения можно использовать для совершенствования как верхних, так и нижних передач. И кроме того, все эти упражнения, проходя на высоком эмоциональном уровне, способствуют развитию у детей внимания, периферического зрения и чувства коллективизма, так необходимых при игре в волейбол.

Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!

ПлохоСреднеХорошоОчень хорошоОтлично (голосов: 2, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *