Оптимизация расстановки в волейболе по схеме 5-1

Современный волейбол немыслим без специализации игроков. И часто бывает так, что на площадке одновременно присутствуют разные по силе игроки одного амплуа. И тогда перед тренером возникает вопрос: «Куда кого поставить?», то есть вопрос оптимизации расстановки. Попытаемся немного разобраться в этом вопросе, рассмотрев, в качестве примера, самую распространенную расстановку в волейболе, схему 5-1 (один связующий, выходящий для передачи с передней и задней линии, и пять нападающих).

Обратимся сразу к примеру. На рисунке 1 представлен один из вариантов стартовой расстановки (см. условные обозначения). Достоинством этого варианта является то, что на линии нападения играют три нападающих, сильнейший из которых (доигровщик) находится в зоне 4, что предполагает нахождение его на первой линии после двух переходов. Недостаток расстановки – слабый игрок 1-го темпа – компенсируется наличием на первой линии диагонального нападающего. Поэтому, этот вариант расстановки может обеспечить команде успешное начало партии.

Расстановка команды после перехода показана на рисунке 2. Недостаток расстановки – два игрока на передней линии – компенсируется тем, что один из этих игроков – сильнейший доигровщик.

Следующая расстановка (рис. 3) – является одной из самых сильных и эффективных, поскольку на передней линии играют два сильнейших игрока.

Четвертая расстановка – на рисунке 4. Недостаток расстановки – два игрока на передней линии – компенсируется тем, что один из этих игроков – сильнейший нападающий 1-го темпа.

Пятая расстановка (рис. 5) – является, наряду со стартовой расстановкой, самой сильной и эффективной, поскольку вместе с сильнейшим нападающим 1-го темпа на первой линии присутствует и диагональный нападающий.

И, наконец, шестая расстановка (рис. 6). По силе и эффективности ее можно считать промежуточной (между расстановками 2, 4 и 1, 3, 5): наличие на передней линии слабых нападающих 1-го и 2-го темпа и - им в помощь - диагонального нападающего.

Принимая представленный тактический вариант стартовой расстановки игроков, мы достигаем следующие цели:

  1. Используем в начале партии одну из самых эффективных расстановок;
  2. Добиваемся того, что когда на передней линии играют два нападающих, то хотя бы один из них – сильнейший;
  3. Добиваемся того, что когда на передней линии играют два слабых нападающих, то им помогает диагональный.

Таким образом, можно сказать, что в представленном примере мы оптимизировали стартовую расстановку игроков по критерию эффективности передней линии.

В случае необходимости, подобную оптимизацию расстановки в волейболе можно проводить по любому критерию: эффективность блокирования, эффективность нападения со второй линии, эффективность подачи, эффективность игры с конкретным противником и др., что, безусловно, положительно скажется на результате игры любой команды.

Еще материал по вопросу расстановки в волейболе можно найти здесь.

Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!

ПлохоСреднеХорошоОчень хорошоОтлично (голосов: 18, в среднем: 4,78 из 5)
Загрузка...

 

ПлохоСреднеХорошоОчень хорошоОтлично (голосов: 18, в среднем: 4,78 из 5)
Загрузка...

Комментарии 6

  • За связкой должен идти доигровщик, иначе при игре без либеро у Вас в приеме оказываются два не принимающих игрока — диагональный и центральный(рис 3). Изначально затруднен съем на рис.2, опять же прием подачи осуществляется без 2-го доигровщика, что при отсутствии либеро создает определенные проблемы(рис.2).

    • Здравствуйте, Алексей! Извините, но я не понял ваших рассуждений: 1) доигровщик (2с) у меня и идет за связкой; 2) и на рис.2 и на рис.3 доигровщик (2) участвует в приеме.
      Если хотите, напишите по-подробнее.
      С уважением — Владимир

  • 2с у Вас идет впереди связки. Я имел в виду вариант без либеро. На рис.3 если 2с участвует в приеме, тогда он не сможет атаквать из зоны4. Вы остаетесь без атаки из 4-й зоны, а на съеме она наиболее предпочтительно — в половине вариантов там связка блок ставит(не самый лучший блок). Можно темповика отправить в 4, тогда смысл комбинаций теряется. На рис.2 и 3 в приеме участвует только один доигровщик -2. А 2с — самый сильный игрок с общим уровнем игры не принимает. Просто я не понял, почему не поставить игроков в классическую расстановку? Это когда перед связкой идет 1-й темп, а за ним доигровщик. В этом случае на рис. 4 при нашей подаче 1с из 4-й заны идет на блок в 3 или присоединяется к боковым, а доигровщик 2 идет к себе на блок или в защиту в зону 4. Соответственно при нашем приеме доигровщик 2 принимает в зоне 4 а темповик 1с не участвует в приеме и располагается ближе к сетке и левее доигровщика 2. В этом случае у Вас в приеме оказываются и 2 и 2с, что при отсутствии либеро позволяет качественно довести мяч.

    • Здравствуйте, Алексей! Извините, что не отвечал — был в отъезде.
      Пока не забыл: напишите, пожалуйста, что такое съём?
      А теперь, что касается расстановки.
      Конечно, можно играть и с классической расстановкой, но если мы обратимся, например, к рисунку 5 и поменяем местами взлетчиков и доигровщиков (как в классической расстановке), то получается следующая картина: доигровщик 2 не может полноценно участвовать в приеме, так как должен стоять впереди связующего и, таким образом, на приеме оказываются: взлетчик 1, доигровщик 2с и оттягивающийся диагональный, что, по-моему, также не самый лучший вариант. В то же время, если мы рассмотрим рисунок 4 «моей» расстановки (о котором Вы пишите), то кто мешает доигровщику 2 оттянуться назад и играть на приеме в четвертой зоне, в то время как взлетчик 1с останется в зоне атаки, правее доигровщика 2 и не будет участвовать в приеме? В этом случае мы будем иметь на приеме двух доигровщиков и взлетчика 1, а диагональный не будет участвовать в приеме, а будет перемещаться в район правой боковой линии для атаки вторым темпом. По-моему не плохой расклад! Но дело даже не в этом! А дело в том, что в статье мы попытались показать, как можно оптимизировать стартовую расстановку, например, по критерию максимальной эффективности передней линии (линии атаки). Но оптимизацию можно проводить и по другим критериям (см. последний абзац статьи), в том числе и по критерию эффективности приема подачи, все зависит от конкретной команды, от возможностей игроков, от задумок и фантазии тренеров.
      Большое спасибо за подробные комментарии, пишите еще!
      С уважением — Владимир

  • Здравствуйте, Владимир! По поводу рис.5. Если Вы меняете 2 и 1с, то должны бедете поменять местами соответственно 1 и 2с. Связка выходит из первой зоны по правой боковой линии в зону 2-3 и играет с 3-мя нападающими. В этом случае легче играть с центральным, т.к. он идет на атаку впереди связки. Доигровщик 2 оттягивается в прием между 1-6, а 2с между 5-6 и в приеме 2 полноценных принимающих. Съем — это когда выигрывают очко с подачи противника (команда снимается). Я имел ввиду не высоту съема мяча. По поводу оптимизации передней линии и атаки — если према нет, соответственно не будет и нормальной передачи. Я сам играю на любительском уровне (Чемпионат города 4,3,2 группы). Вашу расстановку мы пробовали, и столкнулись с проблемами, которые я описал выше.Дело в том, что В Вашей расстановке играли еще в советские времена, когда всех учили и принимать и нападать. Сейчас приходит в команду игрок, к примеру Центральный, так его в прием уже и не поставишь. Поэтому отталкиваешься от приема. В каждой линии он должен быть. А по поводу игроков 1с и 2с также комбинируем, чтобы они в разных линиях были.
    С уавжением!

    • Здравствуйте, Алексей!
      Рисунок 5:
      1) конечно, если поменять местами 1с и 2 (а также 1 и 2с), то взлетчик играет перед связующим, что намного удобнее; но ведь будет переход, и 1с опять окажется в зоне 2 и ему все равно придется разбегаться сзади связки?;
      2) с моей точки зрения доигровщику 2 не очень удобно будет играть на приеме в оттяжке, так как связка должен будет находится сзади него.

      То, что во главу угла надо ставить прием — с этим я с Вами абсолютно согласен. Но пока я не понимаю, чем в этом плане классическая расстановка лучше (если рассматривать ее в целом, во всех переходах). Постараюсь в ближайшее время опробовать ее на практике.

      А про съём понял, спасибо!

      Буду рад дальнейшему общению с Вами — Владимир

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *