Прием в волейболе — советы из личного опыта

Priem v voleiboleПрием в волейболе – это широкое понятие, включающее в себя: прием подачи, прием нападающего удара, а также прием далеких и низколетящих мячей, выполняемый, обычно, с падением. Возможно, прием является самым сложным техническим элементом волейбола, на овладение которым требуются многие годы. Вот почему, когда необходимо оценить уровень мастерства игрока, «опытный глаз» смотрит в первую очередь на его игру в защите.

В статье, на основе многолетнего опыта автора, приводятся методические указания и упражнения, адресованные как тренерам, так и спортсменам, которые, я надеюсь, помогут освоить один из самых сложных элементов игры в волейбол – прием мяча.

Содержание статьи

Прием подачи – три секретных упражнения

1. Один в поле – воин

2. Японское упражнение

3. Человек-невидимка

Как научиться падать на «рыбку»

10 упражнений на прием в волейболе

Прием подачи – три секретных упражнения

Прием подачи – один из основных технических элементов игры в волейбол. От качества его выполнения (наверное на 50%) зависит успешность игры команды в нападении. Несмотря на кажущуюся простоту этого элемента (например, по сравнению с нападающим ударом), умение правильно и стабильно принимать подачу приходит к игрокам только с большим опытом. А подлинного мастерства в этом деле достигают единицы! Это происходит потому, что качество приема подачи зависит от целого ряда факторов: от умения принимающего игрока угадывать по действиям подающего, еще до подачи, примерные ее характер и направление (антиципация); от умения принимающего игрока сразу же после подачи определять конечную точку ее траектории и от быстроты перемещения его в эту точку; от правильности положения ног, рук и туловища принимающего игрока в момент контакта с мячом. Развитию этих качеств и посвящены следующие три пункта статьи.

 Индивидуальная тактика при приеме подачи

Если тактика групповых действий при приеме подач, связанная, в основном, с различными вариантами расстановок рассмотрена в литературе достаточно подробно, то учебно-методических материалов по тактике индивидуальных действий игроков явно недостаточно. Ниже предлагается один из вариантов индивидуальных тактических действий при приеме подач, заслуживающий с нашей точки зрения внимания и рассмотрения.

В исходном положении принимающий игрок располагается в районе лицевой линии, приняв среднюю стойку. При этом ноги поставлены чуть шире плеч, вес тела перенесен на носки. Как только подающий игрок  после свистка на подачу начинает совершать первые действия, принимающий игрок по действиям подающего игрока пытается предугадать характер предстоящей подачи, а также начинает совершать очень быстрые движения (прыжки-покачивания) на носках вверх-вниз, с частотой, примерно, 3-5 движений в секунду (при этом носки могут чуть-чуть отрываться от пола, либо совсем не отрываться).  Это позволяет держать мышцы в постоянном тонусе и сокращать время двигательной реакции на подачу.

Далее, подающий игрок подбрасывает мяч, … и замахивается рукой перед ударом по мячу. И, как только его рука начинает движение в сторону мяча, принимающий начинает двигаться вперед и в момент удара по мячу находится на расстоянии, примерно, 2 метра от лицевой линии. (Такие действия позволяют принимающему к моменту подачи набрать начальную скорость, что повышает его мобильность и способствует более динамичному перемещению его к месту приема мяча. А указанное расстояние – 2 метра от лицевой линии – позволяет ему принимать как мячи, направленные в район лицевой линии, используя верхний прием, так и мячи, летящие в район зоны нападения). Затем, после совершения подачи, принимающий игрок окончательно оценивает характер подачи (ее силу, направление и траекторию) и начинает движение к месту приема: влево-вправо, если подача направлена в район лицевой линии; вперед, если подача направлена в район зоны нападения.

Представленный здесь методический опыт был успешно мной апробирован  в учебно-тренировочных занятиях со школьниками, а также со студентами педагогического колледжа и политехнического вуза. (Еще о тактике волейбола можно прочитать здесь).

Секрет японского приема подачи

Priem v voleiboleНельзя принимать подачу одними руками. Необходимо, чтобы в этом участвовали мышцы всего тела. В этом случае можно более успешно реагировать на мельчайшие изменения скорости и траектории мяча. Это достигается точным и своевременным выходом игрока навстречу летящему мячу и четкой координацией движений всего тела, что и является темой данного пункта.

В этом плане, можно рекомендовать упражнение, предложенное чемпионкой мира по волейболу 1967 года, серебряным призером Олимпиад в Мехико и Мюнхене С.Оинумой, в своей книге «Уроки волейбола». Суть упражнения заключается в том, что занимающийся принимает подачи, используя нижний прием, плотно зажав под мышками два полотенца (два наколенника, две перчатки, или рукавицы) (см. рисунок). В этом случае исключается размахивание руками и они составляют с туловищем как бы одно целое. При таких условиях мяч можно успешно принять только при точном выходе навстречу траектории его полета и четкой координации движений всего тела.

Прием подачи по такому способу позволяет даже начинающим волейболистам быстро освоить методику точного выхода под мяч и правильное положение рук, ног и туловища.

Развитие быстроты перемещений и антиципации

Сущность методики заключается в том, что различные упражнения на прием подачи выполняются при полностью закрытой сетке, что делает подающего игрока практически невидимым для принимающего. Для этого используют плотную непрозрачную ткань, шириной 1 метр и длиной 9 метров, по верху которой пришиты завязки, с шагом 1 метр. Этими завязками ткань во время тренировки привязывают к верхнему краю сетки.

Во время выполнения упражнений мяч, после его подачи, становится доступным для наблюдения принимающим игроком только после его появления над сеткой, что сокращает время ответных действий игрока по перемещению и приему мяча. Это способствует развитию быстроты мышления и быстроты перемещений игрока при приеме подачи.

Кроме того, при выполнении различных упражнений с использованием закрытой сетки занимающийся начинает подглядывать под сеткой за действиями игроков на противоположной стороне и более внимательно их анализировать, что помогает ему лучше обработать переходящий мяч. Это способствует развитию игрового мышления и антиципации.

Привычка анализировать и предвосхищать действия противника остается у игрока и после открытия сетки, что, безусловно, повышает уровень спортсмена при игре в волейбол.

Обучение приему мяча снизу с падением на грудь в волейболе

Прием мяча снизу с падением на грудь (в обиходе «рыбка» или «рыба») должен входить в арсенал любого игрока (по крайней мере, мужчины), так как без его применения успешная игра в защите вряд ли возможна. Несмотря на это методика обучения данному элементу, с нашей точки зрения, в литературе представлена недостаточно четко и развернуто. Поэтому обобщение моего тренерского опыта представляется здесь полезным.

Обучение падению на «рыбу» целесообразно начинать с демонстрации тренером или подготовленным игроком данного технического элемента (рис.1), чтобы ученик мог видеть конечный результат, то, к чему он должен стремиться. Затем к демонстрации необходимо добавить следующее словесное описание структуры движений.

Priem v voleiboleВначале игрок из низкой стойки делает бросок (выпад)  в направлении летящего мяча, а затем резким толчком впередистоящей (толчковой) ноги  посылает туловище вперед, вынося вперед и руки. Одновременно с толчком другая  нога (маховая) маховым движением выносится вверх. После отрыва от пола толчковая нога также выносится вверх маховым движением, догоняя другую ногу; при этом поясница прогибается. Правильная и согласованная работа ног в данном случае обеспечивает приземление игрока на грудь (а не на подбородок, бедренную кость или низ живота) и исключает различного рода ушибы. Удар по мячу осуществляется в фазе полета игрока тыльной стороной ладони (рис.2) или кистью, сложенной «рюмочкой» (рис.3) снизу вверх (возможно и двумя руками). После удара руки разводят в стороны несколько шире плеч (этот момент примерно соответствует фазе маха толчковой ноги).

Priem v voleibolePriem v voleibole

Туловище прогибают в грудной и поясничной частях, голову отклоняют назад. Руки ставят на  пол, плавно сгибают в локтях, гася и амортизируя инерцию тела. Игрок приземляется на грудь и, отталкиваясь руками, «протаскивает» себя по полу вперед, постепенно переходя на живот и бедра. Затем игрок встает и принимает исходное положение.

После демонстрации и словесного описания можно переходить непосредственно к обучению. При разминке особое внимание следует уделить кистям и плечевому поясу. Целесообразно кроме обычных упражнений включить в разминку различные кувырки на матах (вперед, назад, через голову, через плечо). Методика обучения включает в себя восемь следующих упражнений, приведенных в порядке увеличения сложности. Переход к более сложным упражнениям необходимо осуществлять после освоения предыдущих.

Упражнение 1 (рис. 4). Из исходного положения (рис. 4[1]) тренер или партнер, держа ученика за ноги, слегка проталкивает его вперед, моделируя тем самым силу инерции тела при падении на «рыбу». Ученик прогибает спину, голову отклоняет назад и, плавно сгибая руки, приземляется на грудь, «протаскивая» себя по полу. Затем принимается исходное положение и упражнение повторяется. Необходимо следить за тем, чтобы приземление было именно на грудь, как можно ближе к подбородку, а не на живот. Цель упражнения – дать возможность ученику прочувствовать правильную технику приземления.

Priem v voleibole

Упражнение 2. Падение на «рыбу» без имитации приема (подбивания) мяча. Выполняется с использованием мата. Здесь необходимо обратить внимание на следующее.

  1. Исходная стойка должна быть как можно ниже, чтобы бросок вперед происходил не сверху вниз, а как бы «по-над полом».
  2. Если приземление происходит жестко, ученик «плюхается» на мат всем телом, то причины этому могут быть следующие:

а) перед приземлением руки ставятся на мат не впереди головы, гася скорость, а под ней, или еще ближе к поясу;

б) недостаточно сильные руки – требуются общеподготовительные упражнения (различные отжимания на руках, стойка на руках у стены и т.д.);

в) недостаточно сильный толчок ногой вперед.

  1. Если приземление происходит не на грудь – необходимо скорректировать маховые движения ног. При слишком сильном махе обеими ногами приземление происходит на подбородок; при недостаточном – на живот и бедра. Если при махах недорабатывает только одна нога (левая или правая), то приземление происходит на левый или на правый бок, соответственно.
  2. Иногда при возникновении трудностей с техникой выполнения упражнения 2 может помочь подводящее упражнение, показанное на рисунке 5 – прыжок вверх с приземлением перекатом на грудь – живот - бедра.

После освоения упражнения 2 на мате необходимо освоить его без мата, на голом полу.

Упражнение 3. Падение на «рыбу» с имитацией приема мяча. Выполняется с использованием мата. Необходимо обратить внимание ученика, что точка удара по мячу должна находиться всего в нескольких сантиметрах от пола, поэтому и при имитации приема бьющая рука (руки) должна проходить в нескольких сантиметрах от мата, или даже касаться его. Следует отработать различные варианты этого упражнения: толчок – левой ногой, удар по мячу – правой рукой; толчок – правой ногой, удар по мячу – обеими руками; толчок – двумя ногами, удар по мячу – левой рукой; и т.д., пока не будут отработаны все варианты.

После освоения техники данного упражнения на мате и на полу можно переходить к ее оттачиванию, доведению до автоматизма. Для этого я рекомендую следующие три упражнения, а также включение падений на «рыбу» в различные эстафеты.

Упражнение 4. Серийные падения на «рыбу» по периметру волейбольной площадки. Выполнять в обе стороны (по часовой стрелке и против). Чтобы не перегрузить мышцы и связки плечевого пояса, я рекомендую делать не более двух кругов за тренировку.

Упражнение 5. Падение на «рыбу» после кувырка вперед. Упражнение выполняется в быстром темпе, для кувырка используется мат.

Упражнение 6. Падения на «рыбу» друг через друга (рис.6). Выполняется в тройках.

Priem-v-voleiboleКогда падения на «рыбу» без мяча освоены, можно переходить к упражнениям с мячом.

Priem-v-voleiboleУпражнение 7. Прием мяча на «рыбе». Мяч принимается после отскока от стены, пола, набрасывания партнера. Сначала можно использовать мат. Необходимо научить занимающихся наносить удар по мячу в нескольких сантиметрах от пола (10-25), только тогда «рыба» будет эффективной при приеме далеких мячей. С этой целью можно рекомендовать следующее подводящее упражнение: ученик подбивает подвешенный в 10-25 сантиметрах от пола мяч (рис.7), с последующим падением на «рыбу».

После освоения упражнения 7 можно переходить к более сложному – упражнению 8.

Упражнение 8. Прием мяча на «рыбе» после кувырка вперед. Кувырок выполняется на мате, мяч набрасывает партнер.

В последнее время в волейболе получил распространение прием мяча снизу с падением на грудь-живот-бедра одновременно, показанный на рисунке 8: игрок делает бросок «по-над полом» в направлении летящего мяча, вытягиваясь во весь рост и подбивая мяч вверх тыльной стороной ладони, смягчая падение другой рукой. Такая техника подходит для приема не слишком далеких мячей, в пределах роста игрока с вытянутой рукой. Использование этой техники для приема далеких мячей, с предварительным перемещением и разгоном игрока, чревато травмами.

Priem-v-voleiboleПредставленная здесь методика обучения успешно используется мной на протяжении многих лет в учебно-тренировочных занятиях со школьниками, а также со студентами педагогического колледжа и политехнического вуза.

10 упражнений на прием в волейболе

Priem-v-voleiboleУпражнение 1.

Занимающиеся расположены как показано на рисунке. Игрок 3 выполняет несильный и точный нападающий удар в зону 6. Игрок 6, перемещаясь вперед, играет в защите, направляя мяч в правую, или левую половину площадки. В зависимости от того, куда был направлен мяч игроком 6, игроки 1, или 5 выполняют передачу, соответственно, в зону 4, или 2. Затем следует передача в зону 3, для нападающего удара в зону 6 и т. д.

Упражнение 2.

Занимающиеся расположены по одному человеку в зонах 6, 2, 4. Игроки зон 2 и 4 имеют по мячу. Упражнение начинает один из игроков (например 4), который "обстреливает" (бьет, обманывает и т. д.) игрока 6. Как только мяч выходит из игры (улетает, падает на пол), в работу вступает игрок зоны 2, который проделывает то же, что и игрок зоны 4 (в это время игрок зоны 4 бежит за мячом и готовится вступить в работу) и т. д. Обратить внимание на то, чтобы "обстрел" соответствовал подготовленности игрока зоны 6. Смена игроков - по мере утомления игрока зоны 6.

Priem-v-voleiboleУпражнение 3.

Расположение занимающихся показано на рисунке.

У игроков 1, 2, 3 - по волейбольному мячу, а у игрока 4 - несколько волейбольных мячей. Упражнение выполняется поточно. У игрока 1 занимающийся выполняет верхнюю передачу в прыжке, затем перемещается к игроку 2, где выполняет нижнюю передачу, затем - к игроку 3, где принимает нападающий удар, после чего - к игроку 4, где играет в защите, в падении. Занимающиеся меняются местами по истечении определенного времени.

В зависимости от задач тренировочного занятия, в упражнении можно изменять количество позиций игроков (1, 2, 3, 4), а также сами задания (верхняя передача, прием нападающего удара и т. д.).

Priem-v-voleiboleУпражнение 4.

Занимающиеся расположены, как показано на рисунке. У игроков 2 и 4 имеется по волейбольному мячу. Упражнение начинает игрок зоны 2. Он выполняет нападающий удар в зону 1, игрок зоны 1 выполняет прием мяча и направляет его в зону 2, а сам перемещается в зону 6, где принимает мяч (возможно в падении) после обманного удара игрока зоны 4, а затем уходит в "хвост" колонны и в игру вступает следующий игрок.

Priem-v-voleiboleУпражнение 5.

Расположение занимающихся показано на рисунке. У игроков 2, 3, 4 - волейбольные мячи. Упражнение начинает игрок 3. Он выполняет нападающий удар в игрока 6, тот выполняет прием мяча, возвращая его игроку 3. Затем -  игрок 6 перемещается влево и играет в защите после нападающего, или обманного удара игрока 4, затем -  перемещается вправо и играет в защите против игрока 3, затем - против игрока 2, и, наконец - снова против игрока 3. Игрок 6 возвращает мяч тому игроку, от которого его получил. После этого на его место становится следующий игрок. Можно менять защитника после выполнения определенного количества приемов мяча.

Упражнение 6.

Занимающиеся расположены следующим образом: в зоне 4, на одной половине площадки, расположены несколько нападающих с мячами, а в зоне 1, на противоположной стороне - защитник. Нападающие, поочередно, с собственного набрасывания, производят нападающий удар через сетку, а игрок зоны 1 играет в защите. Защитники меняются по истечении определенного времени.

То же, но защитник расположен в зоне 6 (5).

То же, но нападающие выполняют удары с собственного набрасывания из зон 3, или 2.

То же, но нападающие удары выполняют из различных зон с передачи партнера.

Priem-v-voleiboleУпражнение 7.

Занимающиеся расположены, как показано на рисунке. Игрок 3 выполняет передачу игроку зоны 2 на противоположную сторону. Игрок зоны 2 производит нападающий удар по линии на игрока зоны 5, который играет в защите, двигаясь из-за лицевой линии навстречу мячу, и принимает мяч в направлении игрока 3, который вновь пасует в зону 2 и т. д.

Priem-v-voleiboleУпражнение 8.

Расположение занимающихся показано на рисунке. У игроков зон 2 и 3 - волейбольные мячи. Упражнение начинается нападающим ударом игрока зоны 2 по зоне 5. Игрок зоны 5 играет в защите и направляет мяч в зону 4, затем перемещается в зону 6, где выполняет прием мяча после нападающего удара игрока зоны 3, возвращает мяч бьющему. Затем перемещается в зону 1, где играет в защите после нападающего удара игрока зоны 4, направляет мяч в зону 2 и перемещается в "хвост" колонны. В игру вступает следующий занимающийся и т. д.

В зависимости от задач тренировочного занятия, приведенное упражнение можно разыгрывать в разных вариантах, как например: удар с 4 по 5, обман с 3-го в зону 6, удар из зоны 2 по зоне 1 и т. д.

Упражнение 9.

Занимающиеся расположены в колонну по одному в зоне 6, а один из занимающихся, вместе с тренером, расположен в зоне 3, или 2. Тренер нападающим ударом, или же простым броском, направляет мяч то влево, то вправо от первого в колонне, который обязан поднять мяч и направить его в зону 3, или 2. Игрок, находящийся рядом с тренером, ловит мяч и передает его тренеру. После того, как защитник поднял мяч, он уходит в хвост" колонны, а на его место выходит очередной игрок.

Это упражнение также можно варьировать, в зависимости от конкретных задач, например: располагать защитников в зоне 1, в зоне 5 и т. д.

Priem-v-voleiboleУпражнение 10.

Расположение занимающихся показано на рисунке. На столе располагается тренер, который нападающим ударом направляет мяч в зоны 5, или 6. Занимающиеся играют в защите, направляя мяч между 2-м и 3-м номерами. У стола тренера располагаются несколько занимающихся, которые подают мячи тренеру, обеспечивая, тем самым, бесперебойность упражнения. Интенсивность работы занимающихся в защите регулирует тренер. Смена мест занимающихся происходит по истечении определенного времени.

На базе данного упражнения (меняя количество защитников, их расположение, а также расположение тренера) возможно разработать множество вариантов упражнений на прием в волейболе, в зависимости от конкретных задач.

Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!

ПлохоСреднеХорошоОчень хорошоОтлично (голосов: 2, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *