Современный волейбол – это высокоскоростная, динамичная и атлетичная игра, с быстрой сменой различных игровых ситуаций. Это предъявляет спортсменам-волейболистам повышенные требования не только в развитии физических качеств, но и в развитии внимания и быстроты мышления. Конечно, быстрота игрового мышления и внимание в спорте в большой степени зависит от индивидуальности игрока, от его игрового опыта, характера. Однако, существуют специальные упражнения волейбольного характера, позволяющие развивать указанные качества, и в этой статье предлагается одно из таких упражнений.
Оно основано на технике постановки блока уступом.
На одной стороне волейбольной площадки (см. рисунок) в зонах 4, 6 и 2 располагаются нападающие игроки, а также связующий игрок. На другой стороне – тренируемые блокирующие игроки (2, 3, 4). Порядок выполнения упражнения следующий.
Из зоны 6, на стороне нападающих, мяч доводится связующему игроку, который выполняет (на свое усмотрение) один из четырех вариантов передачи:
а) на взлет в зону 3;
б) пайп в зону 6;
в) высокую передачу в зону 2;
г) высокую передачу в зону 4.
Нападающие игроки, в зависимости от передачи, выполняют один из четырех вариантов нападающих ударов.
Задача блокирующих игроков – нейтрализовать атаку.
Для этого игрок под номером 3 располагается непосредственно около сетки и ставит блок первому темпу. Другие игроки (2 и 4) располагаются несколько дальше от сетки, примерно в метре от нее. Делается это для того, чтобы дать возможность игроку под номером 3 свободно перемещаться вдоль сетки, с целью выбора лучшей позиции для постановки блока первому темпу. Кроме того, такое расположение игроков позволяет игрокам 2 и 4 беспрепятственно занимать нужное положение при блокировании атаки вторым темпом.
Таким образом, в задачи игроков 2 и 4 входит:
а) постановка двойного блока на краях сетки, при нападении из зон 2 и 4;
б) постановка двойного блока в центре сетки, при розыгрыше комбинации «пайп»; при этом игроки 2 и 4 прыгают вплотную к центральному блокирующему (3);
в) попытаться подстроиться к центральному блокирующему и участвовать в тройном блоке против первого темпа.
Задачи игрока под номером 3:
а) постановка блока игроку первого темпа;
б) попытаться подстроиться к игрокам 2 и 4 и участвовать в тройном блоке против нападения вторым темпом.
Надо отметить, что при нападении вторым темпом, на «первых парах» выполнения упражнения, связующему необходимо давать довольно высокие передачи, чтобы блокирующие успевали на мяч. В дальнейшем, по мере совершенствования блокирующих, высоту передач можно уменьшать.
Несмотря на то, что в современном волейболе блок уступом, в своем классическом варианте, встречается крайне редко, считаю, что представленное здесь упражнение целесообразно использовать в тренировочном процессе волейболистов для развития внимания и быстроты игрового мышления и, надеюсь, будет Вам полезно.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Еще два упражнения на развитие внимания волейболистов можно посмотреть здесь.